Как директор "Фона" памятник двигал
5 мая 2008 года

Маленький отрывок из письма: "...Раньше прибывающие на пристань Нижнего Услона склоняли головы перед павшими воинами, сейчас - кланяемся замку директора ООО "Фон" Анатолия Ливады. В настоящее время он купил дома по улице Советской и захватил переулок, огородил его со стороны пляжа кирпичным забором, а сейчас возводит бетонный забор вдоль улицы, захватывая и закрывая переулок на пляж. Этим переулком мы и наши предки пользовались веками, а наши земляки защищали Отечество не для того, чтобы сносили памятники...".

Разыскать указанное место в Нижнем Услоне корреспондентам "ВК" удалось без труда. "Фоновский" особняк сегодня без преувеличения - одно из самых значительных сооружений в селе. Шестиметровая стена из бетонных блоков с выступами-волнорезами вырастает прямо из песка. В стене пробиты смотровые окна и отверстие для грузовых ворот. Деревянный настил от них идет к частному причалу, где, по словам местных жителей, "паркуется" яхта бизнесмена. За стеной видны два здания - деревянный коттедж и новенький особняк. На месте особняка, как уверяют местные жители, еще лет пять назад они отмечали День Победы и другие праздники.

Памятник воинам на крутом берегу Волги долгие годы был главной достопримечательностью села: здесь фотографировались молодожены и выпускники школ, отсюда провожали призывников в армию и любовались на реку и на Казань - несмотря на разделяющие 14 километров воды, столицу республики в ясную погоду видно как на ладони. Но сегодня любоваться этой красотой могут лишь обитатели "замка". Захотел купить и купил, за деньги сегодня даже память продается, судачит народ.

- Чего сейчас возмущаетесь, ведь пять лет прошло? - интересуюсь я у сельчан.

- Так ведь трехметровый забор на улице строить лишь сейчас начали, закрывают нам и переулок, и вид на пристань, а мы привыкли видеть воду и суда, пристающие к берегу.

Работы на Советской кипят, несмотря на выходные и праздники. Кирпичная стена, скрывающая берег, растет быстро. Так же быстро, говорят, был построен и новый памятник воинам - по соседству со школой и православным храмом. Сегодня убирать его территорию школьникам приходится каждый день: вместо цветов здесь на памятном месте оставляют пустые бутылки, бычки от сигарет и бумажную обертку. По вечерам на территории мемориального комплекса хозяйничает сельская молодежь - жжет костры у входа, пьет пиво, разрисовывает кирпичную кладку памятника. Очень уж удобное тут место, даже скамейки есть - ставили, думая о ветеранах, хотели как лучше. "Оскверняется земля храма, и никому дела нет", - возмущается настоятель церкви Преподобного Сергия Радонежского отец Дмитрий.

"И чего тут поделаешь, у нас то одно начальство, то другое, хорошо хоть какой-то памятник есть, и вообще о празднике не забыли", - сокрушается, сидя на завалинке собственного дома 85-летняя Анна Петровна Моисеева. В годы войны она работала на казанской фабрике - вязала перчатки снайперам и штопала прожженные и простреленные штаны и телогрейки.

"У меня тоже дед воевал", - сообщил корреспонденту "ВК" при встрече заместитель главы Верхнеуслонского муниципального района Павел Корчагин и рассказал, что сейчас готовит ответ на анонимку, поступившую в адрес президента РТ:

- Граждан Никифорова, Осипова и Николаева, которые подписались под этим письмом, нет ни в Нижнем, ни в Верхнем Услонах. А инициатором сноса памятника в 2003 году выступили не администрация и не бизнесмен, а сами ветераны. Мы дали поручение архитектору, получили обоснование, после этого Ливада выступил спонсором строительства, больше миллиона рублей вложил. А переулок никто не загораживал, никогда там дороги не было. Зато в 30 метрах за счет "Фона" строится нормальный, асфальтированный спуск к воде. Просто люди завидуют. Это противостояние: богатые - бедные. Оно везде есть.

Председатель совета ветеранов Нижнего Услона Надежда Простатова версию руководства района подтверждает:

- Старое место многих не устраивало, там овраг был, старикам тяжело спускаться, бывало, что и падали. Мы просили памятник перенести, но у сельсовета не было денег, а тут спонсор нашелся...

Оказывается, лет 10 назад на новое место "переехал" и памятник участникам Великой Отечественной в Верхнем Услоне. Интереса для инвестора его территория не представляла, и перенос осуществлялся за счет бюджета.

Хозяина нижнеуслонского "замка" застать на месте не удалось, но по телефону Анатолий Ливада рассказал, что взялся профинансировать демонтаж и реконструкцию памятника, потому что стало жалко смотреть, как каждый год мучаются ветераны:

- Нашли ровное место, перенесли туда и стелу, и барельеф, высекли на граните фамилии всех, кто воевал, территорию благоустроили. А что касается земли, которая была под старым памятником, - мы обменяли стоимость работ, оценили и рассчитались: я им памятник, они мне - землю.

Стоит отметить, что территория старого памятника со скамейками составляла 20 квадратных метров, а в аренду на 10 лет власти района передали бизнесмену 23 сотки. Причем позже глава строительной корпорации расширил владения, выкупив участки соседей, и вложил средства в строительство участка дороги от сельсовета до пристани.

Анатолий Ливада сообщил "ВК", что намерен прописаться в Нижнем Услоне и напрямую заинтересован в развитии села. Так, в ноябре "Фон" планирует запуск своего кирпичного завода, на открытие в Нижний Услон приглашен президент РТ, и к этому сроку за счет республиканского бюджета проезжая часть села должна стать действительно таковой. По договоренности с МВД "Фон" занялся возведением в селе дома для сотрудников правоохранительных органов. "Здесь ведь и самогонщики встречаются, и бывшие зэки, - говорит Ливада. - А милицейских кадров не хватает". (Вместо 17 милиционеров на территории поселения работают лишь четверо. - И.П.)

По словам Ливады, за свой счет строительная компания построила участок сельского водопровода и оплатила разработку проекта укрепления берега в размере 1,5 миллиона рублей, а теперь лоббирует его принятие в Москве. Если проект будет одобрен, то в 2009 году в село из федерального бюджета направят 120 миллионов рублей. "Такие деньги нам даже не снились", - говорит Павел Корчагин. А 28-летний глава Нижнеуслонского поселения Линар Габдрахманов для сравнения называет цифру годового бюджета села - 1,6 миллиона рублей:

- Средств катастрофически не хватает, как собрать все 100 процентов земельного налога, когда большинство людей не желают переоформлять участки и кадастровые номера получать? Когда долги по воде - 168 тысяч рублей на 600 человек населения. На референдуме приняли решение о самообложении - по 300 рублей в год с каждого совершеннолетнего жителя, хотели пустить деньги на строительство и содержание поселковых дорог. Так люди, проголосовавшие "за", отказались деньги сдавать. А что с дачниками делать - они нас мусором заваливают, а его уборка бюджетом села не предусмотрена. Иной раз руки опускаются! А что будет в 2009 году, когда местные поселения переведут на самообеспечение!..

Готовясь к празднованию Дня Победы, сотрудники министерства культуры провели частичную ревизию состояния памятников участникам Великой Отечественной войны, установленных в Татарстане. Но отказались сообщить полученные данные корреспонденту "ВК", сославшись на то, что в этом вопросе республике хвастаться нечем.

Ирина ПЛОТНИКОВА, "Вечерняя Казань"